ajbolit444 (ajbolit444) wrote,
ajbolit444
ajbolit444

Categories:

Международная торговля без денег...

Оригинал взят у allmomente в Международная торговля без денег

Международная торговля без денегВозможна ли международная торговля без денег

Сегодня очень много валютных спекулянтов, которые сразу начинают грабить любую страну, неосторожно сделавшую свою валюту конвертируемой (доступной на внешнем рынке).
Поэтому, здесь всё не так просто, как кажется дилетантам...






.

Как России организовать международные расчёты? О государственной валютной монополии

Автор – Валентин Катасонов

Многих может напугать предлагаемый автором план грандиозной перестройки нашей валютно-кредитной сферы. Перестройки, которая за собой «потянет» перестройку всего экономического механизма страны. Но у нас нет выбора. Полумеры не смогут создать надёжной защиты от экономической агрессии Запада против России. Продолжим разговор об организации международных расчётов России в условиях экономических санкций со стороны Запада

Полумеры не годятся. Вспомним собственный опыт

Хотел бы сразу подчеркнуть, что полумеры (типа внесений поправок в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле») здесь не помогут. Надо исходить из того, что Россия находилась, находится и всегда будет находиться в сложном мире. В таком мире, где врагов у неё всегда больше, чем друзей. Это вытекает из диаметральной противоположности русской и западной цивилизаций. Как говорил император Александр III: «у России в мире только два надёжных союзника – армия и флот». Большевики по-своему переиначивали эту мысль, выражая её в чеканной формуле: «Кто кого?».

Я об этом говорю, чтобы подчеркнуть, что сейчас прекрасный момент для того, чтобы заняться строительством действительно независимой и сильной экономики, а не косметическим ремонтом хлипкой хибары, шатающейся на зыбком песке валютно-денежной либерализации. Если говорить об организации нашей внешнеэкономической деятельности, то краеугольными камнями фундамента нашей экономики должны стать государственная монополия внешней торговли (ГМВТ) и государственная валютная монополия (ГВМ). Кто считает, что суверенная Россия может выжить в условиях нынешней экономической либерализации (в том числе либерализации внешнеэкономических связей), дальше может не читать.

Опыт организации государственной монополии внешней торговли (ГМВТ) и государственной валютной монополии (ГВМ) выстрадан и прошёл испытания временем. Точнее – испытания экономическими блокадами, санкциями и войнами, которые почти непрерывно велись против нашей страны (сначала Российской империи, потом Советской России и СССР) с начала прошлого века. Про государственную монополию внешней торговли я уже писал не раз. Повторяться не буду. Отмечу лишь, что у Запада по отношению к нашей стране (сначала РСФСР, а потом СССР) в прошлом веке было два основных требования (можно сказать – ультиматума): признать долги «старой» России (по минимальным оценкам – 16 миллиардов золотых рублей) и отменить государственную монополию внешней торговли.

Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организуемые Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.

Суть государственной валютной монополии

Очевидно, что ГМВТ не могла эффективно реализовываться без ГВМ. ГМВТ и ГВМ – две стороны одной медали. Суть последней заключается в том, что в руках государства сосредотачивается вся валюта и приравнённые к ней ценности (прежде всего, золото); государство осуществляет все международные расчёты и обеспечивает максимально эффективное использование валютного запаса. Короче говоря, ГВМ – своеобразный «буфер», защищающий внутреннюю денежно-кредитную систему страны от мировой валютно-финансовой системы (МВФС).

Во-первых, МВФС – источник капиталистической стихии (финансовые кризисы, колебания валютных курсов, банкротства банков и компаний). Во-вторых, Запад может использовать каналы МВФС для ведения подрывной деятельности против нашей страны (не только широковещательные экономические санкции, но и разного рода не афишируемые спецоперации).

Начало государственной валютной монополии положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». Однако в 1920-е гг., в связи с объявленной новой экономической политикой (НЭП), имели место серьёзные отступления от принципов ГВМ. В партии и правительстве были даже сторонники полного отказа от ГВМ (например, тогдашний нарком финансов Г. Сокольников). Даже планировалось ввести полную конвертацию золотого червонца и его свободный размен на золото. Банки работали с валютой, на фондовых и товарных биржах также торговали валютой.

Перелом наступил во второй половине 1920-х гг., когда началась практическая подготовка к индустриализации. Валютный рынок окончательно был ликвидирован в конце 1920-х гг., когда были введены запреты на свободное хождение валюты в стране и даже её хранение. Наиболее полная регламентация ГВМ нашла своё отражение в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 г. «О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте». Этот документ явился основой для нормативных актов, относящихся к сфере международных расчётов и платежей в иностранной валюте СССР, которые принимались на протяжении следующих пятидесяти лет.

ГВМ выполняла важную созидательную функцию – обеспечивала наиболее эффективное использование валютных ресурсов страны в целях выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Наглядно эта созидательная функция ГВМ проявилась в годы индустриализации, когда социалистическое государство при достаточно ограниченных валютных ресурсах (несколько миллиардов золотых рублей в виде различных иностранных валют и золота) сумело обеспечить закупку большого количества машин и оборудования. За период 1929-1940 гг. в СССР было построено около 9000 предприятий. Такое чудо социалистической индустриализации было бы немыслимо без государственной монополии в валютной сфере и сфере внешней торговли.

Расчёты с предприятиями, участвовавшими во внешней торговле при посредничестве всесоюзных экспортно-импортных объединений, осуществлялись на базе внутренних цен. При этом в бюджет изымались все положительные разницы этих цен с внешнеторговыми контрактными ценами, пересчитанными по официальному курсу рубля, а отрицательные разницы дотировались из бюджета. Все доходы и расходы бюджета, относившиеся к внешнеэкономической деятельности, планировались и отражались в сводном валютном плане, разрабатывавшемся Госпланом СССР. Валютный план был составной частью единого народнохозяйственного плана СССР.

Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как рыночных ориентиров его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к «корзине» из шести основных валют (именно поэтому с 1972 г. курс доллара к рублю стал «плавать», в зависимости от изменения стоимости данной корзины). Развал системы валютной монополии начался в конце 80-х гг. в результате демонтажа государственной монополии внешней торговли. Сначала несколько десятков крупных производственных объединений, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки.

Внешторгбанк – главный институт ГВМ

В основе советской банковской системы всегда было три ключевых банка. Прежде всего – Государственный банк СССР. Далее – Промстройбанк (названия этого банка периодически менялись, это последнее его название перед развалом СССР). Третий – Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, международными расчётами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами. Внешторгбанк был создан 18 августа 1922 года под названием «Российский коммерческий банк». 7 апреля 1924 года был преобразован в Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР). В 1987 году в ходе реформы банковского сектора преобразован в Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР, или ВЭБ)[1]. Во времена НЭПа банк был достаточно самостоятельной структурой, однако ближе к 30-м годам попал под жёсткий контроль Госбанка СССР.

Полномочия Внешторгбанка несколько расширились в 1937 г., когда он получил исключительное право на проведение платежей в иностранной валюте по внешнеторговым сделкам. В 1961 г., Внешторгбанку от Госбанка были переданы все операции с иностранными банками по экспорту и импорту товаров, расчёты по неторговым платежам, а также кредитование советских внешнеторговых организаций. Госбанк СССР сохранил за собой исключительное право на совершение сделок с валютными ценностями на территории страны. Банк для внешней торговли имел около 1200 корреспондентов более чем в 90 странах мира (на начало 1970-х гг.).

Очередным толчком для расширения сферы деятельности банка послужила Олимпиада-80, когда он впервые внедрил практику прямых расчётов кредитными карточками, дорожными чеками, еврочеками. Внешторгбанк СССР являлся акционерным обществом, действовавшим на основании устава. В числе его акционеров в разные времена числились: Государственный банк СССР, Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, Ингосстрах СССР, Министерство морского флота СССР, Стройбанк СССР, Центросоюз, внешнеторговые организации («Экспортлес», «Союзпромэкспорт», «Техмашимпорт», «Союзпушнина» и др.). Но главным акционером всегда выступал Госбанк СССР. Поэтому Внешторгбанк воспринимали, как структурное подразделение Госбанка. Руководитель Внешторгбанка одновременно был заместителем председателя Госбанка.

Передовой валютно-кредитный форпост страны

У СССР существовала сеть совзагранбанков, которые обслуживали внешнеэкономические операции страны. На иностранных рынках капитала стали появляться банковские структуры, акции которых принадлежали Внешторгбанку СССР, Госбанку СССР, а также ряду советских внешнеторговых объединений. Они были зарегистрированы в других странах (прежде всего, в Западной Европе) и имели определённый иммунитет против разных антисоветских санкций со стороны Запада. Они действовали в ведущих мировых финансовых центрах – Цюрихе, Лондоне, Париже, Сингапуре и др.

Удивительно, но многие из них, несмотря на своё очевидно советское происхождение, оказались очень эффективными и конкурентоспособными на фоне западных банков. Но работали не на карман частных акционеров, а на советское государство. Основными совзагранбанками были: Московский народный банк (обосновался в Лондоне и Сингапуре), Евробанк (в Париже), Донау банк (в Вене), Ост-Вест ХандельсБанк (в Берлине и Франкфурте), Русский коммерческий Банк (в Цюрихе и на Кипре), ЮРАСКО (в Цюрихе), Ист-Вест Юнайтед Банк (в Люксембурге).

Закат совзагранбанков начался ещё в годы горбачёвской перестройки и продолжился в период либеральных экономических реформ эпохи Б. Ельцина. Это очень интересная и печальная страница отечественной банковской истории, которая завершилась примерно полтора десятилетия назад. Роковым для совзагранбанков оказался «чёрный август» 1998 года. Тогдашний главный акционер совзагранбанков – Внешэкономбанк объявил дефолт по внешним государственным обязательствам России. Естественно, что держатели российских бумаг в лице крупнейших инвестиционных фондов и банков Запада стали требовать «сатисфакции» за счёт активов совзагранбанков, которые де-юре были собственностью Внешэкономбанка СССР.

А дальше произошло следующее: все совзагранбанки по единой команде вошли в состав группы нашего банка ВТБ (этот Внешторгбанк был создан в 1990 году, не путать со старым советским Внешторгбанком, преобразованным в ВЭБ). Теперь вся эта сеть бывших совзагранбанков работает под вывеской (брэндом) «VTB-Europe». К сожалению, институты этой группы превратились в обычные коммерческие банки, они уже давно утратили все те функции, которые имели в СССР и которые были связаны с реализацией государственной валютной монополии.

Выводы и предложения

С учётом отечественного опыта экономического развития СССР в условиях перманентной экономической войны со стороны Запада, Российской Федерации необходимы следующие шаги по восстановлению и укреплению своей независимости в сфере международных валютных и экономических отношений.

1. Запрет на свободное обращение иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также её свободное перемещение через государственную границу Российской Федерации (как в наличной, так и безналичной форме).

2. Запрет на осуществление операций в валюте для всех банков Российской Федерации за исключением специального уполномоченного банка.

3. Создание специального государственного уполномоченного банка Российской Федерации, который бы мог выполнять все функции в области государственной валютной монополии. Основной функцией такого банка (условное название – «Валютный банк Российской Федерации») должно стать выполнение международных расчётов и платежей в интересах предприятий и организаций Российской Федерации.

4. Перевод валютных резервов Банка России на баланс Валютного банка Российской Федерации. Внесение поправок в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», предусматривающих кардинальную перестройку эмиссионного механизма ЦБ (отход от эмиссии рублей под накапливаемые валютные резервы и переход к эмиссии в виде кредитов для внутренней экономики).

5. Перестройка работы ЦБ неизбежно потребует перестройки работы всей банковской системы Российской Федерации. Основной функцией российских банков станет рублёвое кредитование предприятий и организаций реального сектора экономики. Что, в свою очередь, потребует длинной цепочки неотложных мероприятий по перестройке принципов работы как в банковском, так и реальном секторах экономики.

6. Определение порядка расчётов по экспортным, импортным и иным операциям уполномоченного банка с российскими предприятиями и организациями в национальной валюте, т.е. в рублях.

7. Создание в составе правительства специального органа (ведомства), которое бы занималось подготовкой государственных валютных планов, представлением этих планов на утверждение Правительству и контролем за реализаций планов.

8. Поэтапное восстановление государственной монополии внешней торговли. Создание специализированных государственных организаций, имеющих полномочия проводить экспортные и импортные операции и тесно взаимодействующих с упомянутым выше уполномоченным Валютным банком РФ.

9. Определение порядка взаимодействия и расчётов всех российских предприятий и организаций со специализированными экспортно-импортными организациями.

10. Создание нескольких акционерных банков, зарегистрированных в иностранных государствах и осуществляющих операции по поручению и в интересах Валютного банка РФ. Определение статуса таких банков, как «дочек» Валютного банка РФ.

Предложенные шаги описаны крайне схематично. Но логика их понятна – восстановление государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций, кардинальная перестройка Банка России и превращение его из института «валютного управления» в национальный центральный банк, коренные преобразования во всём банковском секторе страны и т.д. Многих может напугать или, по крайней мере, насторожить подобный план грандиозной перестройки нашей валютно-кредитной сферы. Перестройки, которая за собой «потянет» перестройку всего экономического механизма страны. Но у нас нет выбора. Ещё раз повторю: полумеры не смогут создать надёжной защиты от экономической агрессии Запада против России.

[1] Правопреемником ВЭБа является созданная на его базе в 2007 году Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Источник.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments