ajbolit444 (ajbolit444) wrote,
ajbolit444
ajbolit444

Category:

Екатерина II (Романова). Записки касательно российской истории...




ПРЕДИСЛОВИЕ

Сии записки касательно российской истории сочинены для юношества в такое время, когда выходят на чужестранных языках книги под именем "Истории российской", кои скорее именовать можно сотворениями пристрастными; ибо каждый лист свидетельством служит, с какою ненавистью писан, каждое обстоятельство в превратном виде не токмо представлено, но к оным не стыдилися прибавить злобные толки. Писатели те хотя высказываются, что имели российских летописцев и историков пред глазами, но или оных не читали, или язык русский худо знали, или же перо их слепою страстию водимо было. Беспристрастный читатель да возьмет труд сравнить эпоху российской истории со историями современников великих князей российских каждого века, усмотрит ясно умоначертания всякого века, и что род человеческий везде и по вселенной единакие имел страсти, желания, намерения и к достижению употреблял нередко единакие способы. Все европейские народы до святого крещения, быв погружены в суеверие, в идолопоклонство, имели правила и права иные; получив просвещение Евангельское, получили правила до того им неизвестные, кои не инако могли переменить обычай, мнение и мысли людей, стариной занятые, как мало-помалу*.

______________________

* Собиратель сих записок касательно российской истории - не в числе змей, вскормленных за пазухой: он век свой чтился выполнить долг благодарного сердца. Он думает, что похвальное не останется без хвалы; непохвальное без опорочения, доброго же умалять доброту или порочного умножать дурноту, и тем подобиться неискусному врачу либо невежеством наполненному детскому учителю, не есть дело его.

______________________

ЗАПИСКИ КАСАТЕЛЬНО РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Первая эпоха

1

История есть слово греческое; оно значит деи или деяния.

2

История есть описание дей или деяний; она учит добро творить и от дурного остерегаться.

3

Описанием, дела и деяния, бывая, нам представляются так, как будто мы сами то видели.

4

Всякому народу знание своей собственной истории и географии нужнее, нежели посторонних; однако же без знания иностранных народов истории, наипаче же соседственных дей и деяний, своя не будет ясна и достаточна.



5

В истории не токмо нравы, поступки и дела описуются, но еще мудрым, правосудным, милостивым, храбрым, постоянным, твердым и верным честь и слава, а несмысленным, несправедливым, грубым, робким, легкомысленным и неверным бесчестие и поношение в людях воспоследует.

6

История вообще разделяется на Священное Писание и на светское описание деяний тех, кои в Священном Писании не вмещены.

7

Российскую историю разделить можно на пять эпох или времен.

Первая эпоха - до великого князя Рюрика, или до 862 года по Рождестве Христове.

Вторая эпоха - от великого князя Рюрика до пришествия татар, или от 862 года до 1224 года.

Третья эпоха - от пришествия татар до изгнания татар, или от 1224 года до 1462 года.

Четвертая эпоха - от изгнания татар до восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича, или от 1462 года до 1613 года.

Пятая эпоха - от восшествия на российский престол царя Михаила Феодоровича до днесь, или от 1613 до днесь.

8

Первую эпоху российской истории паки разделить можно на три времени.

Первое время - то, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа.

Второе время - то после Потопа, о котором, окроме Святого Писания, известия не имеем.

Третье время - то, о котором известия до нас дошли, но в Святом Писании не находятся.

Касательно первого и второго времен - тех, о которых, окроме Святого Писания, известия не имеется, то есть от сотворения мира до Потопа и после Потопа, - о тех первые книги Моисеевы Бытия повествуют.

9

Касательно третьего времени - того, о котором известия до нас дошли, но в Святом Писании не упоминаются. Сии известия суть трех родов:

Первые - известия баснословные.

Вторые - известия баснословные, но смешанные с истиною.

Третия - известия, сумнению не подверженные.

10

Например: о том сомнения нет, по сказаниям писателей, что Рюрик пришел в Новгород в 862 году по Рождестве Христовом.

11

Но об отродий Рюриковом в иных писателях есть известия баснословные, смешанные с истиною, в других же - вовсе баснословные.

12

Новгородский летописец сказует следующее. Един князь Славян* с братом Скифом**, имея многие войны на востоке, пошли к западу, многие земли около Черного моря и Дуная себе покорили.

______________________

* Тут видится баснословное, смешанное со истиною. Князьям едва не дано ли имен народов славян и скифов. Князья названы братьями, хотя славяне и скифы были народы разные.
** Что славяне и скифы имели многие войны на востоке и западе, и многие земли покорили - о том сомнения нету.

______________________

Славян князь оставил по Дунаю сына Бастарда, пошел к полуночи, град великий создал, во имя свое назвал Славянск.*

______________________

* Славяне везде, куда ходили, созидали грады.

______________________

Скиф князь остался у Понта Меотиса, в пустынях обитал, где питался скотоводством, и прозвалася страна та Скифия великая.*

______________________

* Скифы не имели селений.

______________________

По устроении великого града умер Славян князь, и по нем владели сынове его и внуки много сот лет.*

______________________

* Иные разумеют сей град был Новгород, а иные - Старую Ладогу.

______________________

Потом был князь Вандал*, который, владея славянами, ходил войною на север, восток и запад морем и сухим путем, и возвратился во град великий, покоряя народы многие.

______________________

* Тут опять князю дано имя народа.

______________________

После того князь Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников* Гардорика и Гунигарда со многими войсками славян, руси и чуди, и сие шедше, многие земли завоевав, не возвратились; князь Вандал разгневался на них за то, все земли от моря до моря от них отобрал, роздал своим сыновьям. Имел же он три сына, а именно: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому сыну построил по единому граду, назвал их именами. Сам пребывал в великом граде лет много и в глубокой старости умер. По нем Избор и Столпосвят умерли же, и Владимир принял власть над тою землею. У Владимира была жена от рода варяг, именем Адвинда, весьма прекрасная и мудрая, о ней много повествуют в старых песнях.

______________________

* Тако северные иностранные писатели называли Русь.

______________________

После смерти Владимира и Адвинды княжили сыновья его и внуки девятый* до Буривоя. Буривой имел войну с варягами многократно, победил их, потом сам был побежден варягами, кои дань тяжкую наложили на град великий, на славян, русь и чудь.

______________________

* Иные счисляют четырнадцать колен до Гостомысла, сына Буривоя; полагая на владетеля по двадцати пяти лет, то учинить 350 лет, и так сие поколение восходит примерно до 480 года по Рождестве Христове.

______________________

Народы, отягченные данью, послали к Гостомыслу, сыну Буривоя, просить да избавить их от варяг.

Гостомысл варяг изгнал и при море град во имя старшего своего сына Выбора построил, учинил мир с варягами, и бысть тишина в той земле.

Гостомысл был муж храбрый, мудрый, соседями почитаем, а людьми любим ради правосудия; многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушати мудрости и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися повсюду.

Гостомысл имел четыре сына и три дочери, сыновья померли прежде отца, большая дочь была за Изборским, от которой Ольга княгиня, средняя дочь его, Умила, была в замужестве за финским королем отродия варяжского; от сего супружества родился Рюрик со братиями.

Гостомысл оставил завещание своим подданным, чтоб по смерти его призван был владычествовать в Новгород внук его, сын средней дочери, Рюрик, князь варяжский, со братиями Синеусом и Трувором*.

______________________

* Сии имена суть готические и сарматские.

______________________

13

Между баснословиями почитать надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море. Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа.

14

Славянских князей поколение пресеклось в Новгороде кончиною Гостомысла.

У всех славянских поколений был обычай имена как мужеские, так и женские заимствовать от своего языка.

Примечается, что славянский народ любил везде употреблять слово "слава". Князи и вожди того народа имели имена от славы, как-то: Святослав, Ярослав, Изяслав, Мстислав, Мечеслав, Судислав, Ростислав, Радислав, Болеслав, Владислав, Венцеслав, Вышеслав, Славомир, Преслава, Возмислава, Будислава, Подражислава, Сбыслава и проч.; даже и в народных песнях припев всегда был и есть "слава". Самое имя славянского народа писатели производят от славных дел славян.

Славяне более к воинской службе прилежали, нежели к наукам и художествам, и потому не диво, буде красноречивых дееписателей между ими не случилось; однако же по сказаниям Нестеровым и иных видно, что они древние истории письменные имели, да оные утрачены или еще не отысканы, и потому до нас не дошли.

Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели; они своим соседям известны были под своим именем, иногда же и под другими многими именами. Распространением и умножением славянского языка доказывается распространение славянского народа. До времен Рюрика почти вся Россия уже славянским языком говорила.

Многие народы в свете завоеваниями теряли свой язык, но славянский язык перенимали побежденные славянами народы.

Славяне жили в жильях; они воевали пеши, имея в одной руке малой щит, в другой невеликое копье; платье носили одно, и то короткое; говорили все одним языком, хотя много поколений славян было. Славяне были росту и вида равного, люди взрослые, здоровые и сильные; лицом были не весьма белы, волосы имели темно-русые.

Славяне на востоке, юге, западе и севере обладали толикими областьми, что в Европе едва осталась ли землица, до которой не касались. Где же побывали, тут строили города, коим многим славянские имена до днесь остались.

Понеже славянских князей поколение, которое пресеклось кончиною Гостомысла в 860 году, восходит примерно до 480 года по Рождестве Христовом, то надежно полагать можно, что до 480 года славяне приходили в Русь.

15

Российские древнейшие писатели, как-то Иоаким и Нестор, именуют Русь и Русия.

Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того же народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство земли.

Потери же когда где последовали, то сие происходило от вредительных ссор и междоусобиц.

Предел един от Финландии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Корелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлося море Русское.

Были ли государи русские до пришествия в Русь славян, о том известия порядочного по сю пору не отыскано, но вероятно, что без начальства и начальника не были.

Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали соседям в войнах.

Слово "князь" в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода и высший войск начальник, положено.

У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было.

Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.

Латины русь именовали рутении.

Все северные писатели сказуют, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию и Норвегию ездили за торгами.

Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.

Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая Русь или Руса именуется.

Город Старая Руса был прежде Новгород.

Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град Великий именовали, и тут обитать стали, люди же из Старой Руси в Новгород переселились.

У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород Великий престол княжеский был в Старой Ладоге.

Близ Старой Ладоги и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика.

В тридцати верстах от Новгорода Великого был славен Холмоград, на сарматском языке значит "третий град"; в сей град короли северные нарочно приезжали для моления.

По обстоятельствам вероятно, что сей город был при реке Мете, где ныне село Бронница, тут весьма высокий холм; на сем холме виден до днесь древний вал и студенец.

Славяне, пришед, русами овладели.

Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются.

Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами соединились.


Удачи.Айболит.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments